пятница, 9 февраля 2018 г.

Методика по творческому воспитанию детей и подростков

Время идёт и мы всё больше  теряем связь со своими  корнями. Мне просто хочется, чтобы нашим детям не навязывали чуждую нам идеологию, поэтому я предлагаю свою методику творческого воспитания детей и подростков.
Сейчас  многие путают понятие  творчества и креативности. 
Креативность подразумевает быть в тренде, быть популярным, навязать свой товар, агрессивно навязывая своё мировоззрение окружающим. 
Креативность это нечестная игра, когда мы обманываем себя и других. Можно сказать, что креативность это подмена творчеству. 
Главная проблема нашего общества сейчас это как раз ПОДМЕНЫ! При этом многие уже не осознают подмены, ибо заигрались уже.

В творчестве существует такое понятие как подача, оно не агрессивно  как креативность в рекламе, в перформансе и пр. Но подача это всего лишь часть процесса творчества!


Я рассматриваю само творчество как ПРОЦЕСС СОЗИДАНИЯ ЖИЗНИ, как саму жизнь, как отношение к окружающему миру, как мировоззрение человека, но не как инструмент манипулирования сознанием человека с целью что то продать.

ГЛАВНАЯ ЦЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА КАК И ВСЕЙ ЖИЗНИ ЭТО РАЗВИТИЕ ДУШИ!
Поэтому, уча детей творчеству, мы должны осознавать, что у детей лучше, чем у нас получается прежде всего  жить! А наша деятельность прежде всего направлена на то, чтобы сохранить  то, что им уже присуще и то, что даёт им силы, чтобы жить и развиваться. 
Они не смогут не ощутить это, ведь дети в основном подсознательно чувствуют истину и ложь.
Человек, способный созидать имеет здоровую психику и будет самодостаточен в любом обществе. Поэтому не бойтесь не вестись на навязанные  стереотипы и вы будете успешны  и такими же будут  дети! Играйте, но по честному и учите этой честной игре детей! Не дайте им уйти от истины!

ОБЩЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О МЕТОДИКЕ
Для  развития творческих способностей школьников нужно учитывать и исходные принципы:
1. Знания - фундамент творчества, но  самые необходимые, чтобы не перегружать психику ребёнка.
2. Подбор учебного материала. Открытки, фильмы, книги, музыка и пр. И желательно использование подлинников народного искусства.
3. Разностороннее развитие ученика и себя.  "Docendo discitur" - уча, мы учимся сами.
4. Живой процесс обучения - беседы, игры, экскурсии, посещения музеев.
5. Индивидуальный подход к каждому ученику.

Выполнение данной программы начинается  с знакомства с  литературой, изобразительным искусством и музыкой.

Театр мы не рассматриваем. Талантливый человек может прожить и без театра, чтобы не пришлось играть чужие роли. 
Жизнь - это и есть главная сцена нашего Общего театра.  Дети всё время играют, если мы их сами не отучили.
Возьмём как пример празднование Нового года. Это и есть игра, сказка, когда приходит Дед Мороз-Красный нос и дарит всем подарки. И приходит он в самое тёмное время года, чтобы принести радость и мы играем в эту игру, и это правильно. 
Это и есть образное мышление, когда мы дарим другим чудо и получаем  чудо от других. Мы делимся радостью и это прекрасно. Цель такой игры кроется в нашем ежедневном умении общаться, не вызывая негативных чувств собеседника, ни в коей мере. "Нравственное отношение, желание подарить радость, соблюдение норм морали. Любовь, можно сказать, комплекс положительных действий, направленных на дарение радости, счастья. Умение человека быть Духовно-Сердечно-Добрым, без признаков эгоизма. Присутствие коего в любви невозможно, не сочетаемые вещи есть эгоизм и любовь."
Практически мы всегда учим детей любви.
"Главная тайна жизни - это определить Любовь."
Мессия.
Умение общаться, умение любить и есть главный талант человека! Для детей разного возраста это, конечно же, разные программы с одним и тем же разносторонним подходом.  
В былые времена люди умели любое событие превратить в театр счастья и радости!

Сказки, аллегории, притчи написаны образно и люди, написавшие их мыслили образно, имея прекрасное воображение. 
Воображение не имеет ничего общего с фантазиями. Фантазии тоже подмена и уводят нас от реальности, а воображение наоборот позволяет проникнуть в глубь реальности, то есть ощутить её на уровне подсознания, узнать её истинную природу. 
Но нам часто навязывают какие то мифы, которые искажают саму историю. Мифы тоже  подмена.  Заинтересовать детей историей и культурой можно и нужно, ведь это их культура и её знание поможет им раскрыться, но  главное для нас как раз НЕ НАВРЕДИТЬ.   Поэтому самим нам, прежде чем учить детей нужно отличать мифы, догматы, установки и разные фентези от истины, а значит и от реальности. 
Вот такая большая ответственность лежит на учителях!

Можно изучать сказки, поэмы, притчи, стихи, живопись, скульптуру, сценарии любой игры игры и праздника и даже самой жизни. В жизни есть истина, но есть и то, что ей не является и это надо помнить!

Например, изучая памятники древней истории искусств, мы изучаем эпоху.  Изучая "Слово о полку Игореве", нельзя обойтись без знания истории, книжной миниатюры, гравюр Фаворского, музыки Бородина, прикладного искусства Древней Руси(Роси), памятников Архитектуры. Сами памятники культуры как нельзя лучше говорят нам о самой культуре эпохи. Это хорошие примеры, когда искусство отражает эпоху.

"В детстве воспринимаются звуки, запахи и образы. Лишь потом настанет скорбный час осмысления".

Джон Беджемен. 
И пусть этот скорбный час никогда не наступит и не перекроет нам возможность к творчеству, превратив нас в подобие биороботов. Пусть никогда мы не разучимся ощущаать и интуитивно чувствовать вибрации всего, что нас окружает! Это как раз и поможет нам отличить истину от того, что ей не является и это мы должны прежде всего сохранить в наших детях.
Поэтому главное для нас не обучение грамотному выполнению заданий, не постоянный контроль, а состояние  Души, определяющее мысли, чувства, поступки, связь с миром, людьми. 

Огромную роль в этом играет изобразительное искусство, вобравшее опыт восприятия человеком мира. 

Оно как алхимия, но только в том смысле, чтобы преображать обыденное в прекрасное только силой мысли.
Важно не перегружая детей информацией, давать основные понятия о культуре той или иной эпохи, плавно  переходя к практическим занятиям в виде игры. Жизнь это игра и дети хорошо понимают это. Их не нужно этому учить и мы сами можем поучиться этому у детей.
В зависимости от возраста мы даём понимание о историческом периоде, о русском прикладном искусстве, проводим практические занятия по искусству и этот процесс завершается занятиями по истории искусств и композиции.
Наша главная цель - не просто воспитание тонкого восприятия жизни, которое у детей и так довольно часто развито, а знакомство с миром, как он устроен и как в нём взаимодействовать. Искусство, как подспорье, даёт возможность не только чувствовать гармонию, но и создавать её в жизненной ситуации, любой сфере деятельности, распространяя её на отношения с людьми и окружающим миром. Искусство преображает нашу жизнь!

НАРОДНЫЕ МАСТЕРА И ДЕТИ.
В. Сухомлинский: В период детства мыслительные процессы должны быть как можно теснее связаны с живыми, яркими, наглядными предметами окружающего мира. Эмоциональная насыщенность - это духовный заряд детского творчества". 
Это же касается и взрослых.
Главный помощник в этом народное искусство. Оно по своей наглядно-образной специфике доступнее восприятию ребенка. Подлинники народного искусства вызывают глубокий эмоциональный отклик в душах детей. 
Связь времён необходима ребёнку как поддержание первоосновой, первоприродой, первоисточником. 
Для мастера глина - живая, из которой он создаёт живого зверя, в свободе от цвета, линии, сюжета, типа, со своей жизнью... Народное искусство материализовалось - через дух, кровь, плоть, родовой опыт, обрядовость, естество. Профессиональное - через разум, интеллект, надродовую культуру и личный опыт художника...
Педагогу важно давать ребёнку возможность силой своей интуиции проникнуть в глубь содержания вещей. Научить их задавать правильные вопросы.
"Например для детей 1-5 классов "какая она?", показывая  ребятам подлинную игрушку. Извечные вопросы - "что?" и "как" не пугают ребят, поэтому можно и нужно больше доверять интуиции детей - великому дару природы. 
Можно попросить ребят выбрать понравившуюся игрушку, поиграть-поговорить с ней, нарисовать. Вы увидите художественную проницательность ребёнка, соприкоснувшегося с открытым миром чувств и мыслей народного искусства. Дети простодушны, чисты, первородны. В их искусстве нет холода, но много душевности, тепла, доброты. Надо только подтолкнуть их к этому".
Между детьми и подлинниками народного искусства  возможны содержательные контакты, когда дети проникают в суть памятника и соприкасаются с душой народа.
"Вспомним прялки разные, расписные прялки красавицы, как песни своего края, - искусство! Это ли не питательная среда того, чтобы в детях проросли зёрна такого же красивого вдохновенного отношения к труду, ко всему, что окружает их в рукотворно-предметном мире?"
Вспомним замечательный вывод знатока искусства В.С. Воронова: - Избыток художественных дарований вылился на предметно-крестьянский мир!
Избыток художественности, бесхитростность творческого взгляда на мир можно усмотреть и в искусстве ранних эпох, и в детском. Их общая черта - НАИВНОСТЬ.
Невозможно переоценить значение фольклёра - поэтического, музыкального, изобразительного в воспитании наших детей.
Перед преподавателем стоят задачи:
-- сформировать навыки восприятия с помощью интуитивного мышления и дать необходимые знания и навыки.
-- помочь найти пластические средства, способные выразить пережитое через слово-образ, цвет-образ, рисунок.

ПРИМЕРЫ ПРАКТИЧЕСКИХ МЕТОДИК
1. "Игры  с народной игрушкой". Курс - практические формы работы для детей 1-5 классов.
2. "Русское деревянное зодчество". Этот курс может стать факультативом в 4-6 классах, частью курса "Введение в искусствоведение" и началом курса "Истории русской архитектуры".
3. "Декоративное рисование". Курс - народные росписи - часть живописной русской культуры, наряду с иконописью.
4. "Жостовский промысел". Курс обучения у мастеров композиции, рисунку, цвету.  
5. "Основы эстетической культуры".  Задача курса - в процессе общения с подлинниками искусства и культуры, с природой, окружающей жизнью сформировать творческое отношение к самой жизни. 
6. Практические занятия и практики для поддержания навыков восприятия в живописи, лепке, игре на инструментах и пр. 
Так происходит развитие  интуитивного мышления и даже навыков телепатии.

По практическим методикам рекомендую книгу В.Н. Полуниной "Искусство и дети" 1982г.  В.Н.Полунина много лет жизни отдала творческому воспитанию детей  в правильном направлении. Тогда ещё не было понятия креативности, поэтому мы учимся уже у неё.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
В формировании творческой личности важен сам процесс её формирования, каким бы он ни был и этот процесс бесконечен. 
Важно само стремление ребёнка к творчеству и опыт будет подсказывать ему разные решения. 
Мы со своей стороны должны уважать опыт каждого ребёнка, каким бы он ни был. Мы можем лишь наблюдать и направлять. 
Сам процесс обучения - тонкий и творческий процесс сотрудничества преподавателя и ребёнка и не забывайте - "Docendo discitur" - уча, мы учимся сами.
Если мы не научимся отдавать, созидая,  то мы и не должны по закону ничего получать.
Отдай, потому возьми, гласит закон и этому тоже надо  учиться и учить детей.

Наша функция -  наблюдение за их проявлениями. И если надо, то можно и поправить. Мы сами ученики, но нас отличает  наш опыт. Мы передаём детям  опыт, корректируя при этом свой опыт. 
Если мы чего то сами недопонимаем, то лучше  не сказать, чем сказать не то, что нужно.  Пусть ребёнок сам додумает, ему это очень полезно.

Кто то хочет рисовать, кто то лепить, кто то играть на флейте и пр.
Любая возможность должна быть у ребёнка для проявления его индивидуальности и для этого есть мы, взрослые.

ПОМОЧЬ РЕБЁНКУ ПРОЯВИТЬ СЕБЯ КАК ЛИЧНОСТЬ - ЭТО ПРЯМАЯ НАША ОБЯЗАННОСТЬ!
Желаю Успехов!

Благодарю Бога и Мессию в помощи создания материала.


Комментариев нет:

Отправить комментарий